Юрий Постригай: «Преуспевает тот, кто не устает пытаться»
Олимпийский чемпион Лондона-2012 по гребле на байдарках и каноэ Юрий Постригай теперь будет представлять Нижегородскую область, в том числе, скорее всего, и на ближайших Олимпийских Играх в Рио-де-Жанейро. В интервью «Открытому Нижнему» знаменитый спортсмен делится секретами успеха, рассказывает о роли Бога в своей жизни и заверяет: преуспевает тот, кто не перестает пытаться.
«В ДЕТСТВЕ ЖИЛ В НЕБЛАГОПРИЯТНОМ РАЙОНЕ, ПРИХОДИЛОСЬ ДАЖЕ УБЕГАТЬ ОТ НАРКОМАНА»
— Юра, расскажи, как ты вообще увлекся греблей?
— Когда мне было 10 лет, я выбирал, каким бы спортом мне заняться. Мы вместе с другом пошли на разведку во дворец спорта, где тренер Михаил Калашников все нам рассказал и наглядно показал, что нас ждет. Я думал недолго, все же мяч во дворе каждый день гоняю, а тут – что-то новое. Поначалу я относился к этому как к простому увлечению, как к способу завязать новые знакомства. А потом понеслась… Это не было легко, спорт – тяжелый труд. Но мне повезло, у меня был хороший тренер. Он плавно втягивал в тренировочный процесс, давал оптимальную нагрузку. Мы учились плавать в бассейне, все как положено: сначала техника безопасности, потом в лодке начали грести с поплавками, чтобы не перевернуться.
— Какие качества в тебе воспитал спорт?
— Спорт сделал меня терпеливее, энергичнее. То, что со мной происходит сейчас, – это результат долгих лет тренировок над собой. Смирение и терпение – основные качества. Если проиграл, то надо посмотреть на ошибки и делать все снова до тех пор, пока не победишь. Я считаю, что каждый человек должен заниматься спортом. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.
— Ты как-то рассказывал, что жил в общаге, в неблагоприятном районе, где до сих пор каждый третий – наркоман. Сложно было выбраться из такой среды?
— Было дело. Мы с мамой до 14 лет жили в общежитии. Такие девятиэтажные здания есть, наверное, в любом городе. Комнатка была небольшая, и самое интересное, что все умещалось. Жили хорошо, соседи были замечательные. Но и людей с вредными привычками хватало. Даже история у меня такая была. Я очень долго убегал от какого-то мужика, который гнался за мной, а после случайно увидел, как он кололся в соседнем дворе. Хорошо, что мне тогда спортивная подготовка помогла. Он, наверное, хотел меня обокрасть, денег ему не хватало, скорее всего. Но вообще у меня был хороший круг общения, и родители меня всегда учили правильным вещам. Поэтому в этом плане мне было не так сложно. Пристрастие к вредным привычкам возникает тогда, когда у человека в сердце пустота. Ему тогда хочется попробовать что-то новое, и большинство детей пытаются повторить за взрослыми те или иные вещи. И со мной такое было, взрослее хотел выглядеть. Но вовремя понял, что оно того не стоит.
«САМОЕ СЛОЖНОЕ – ОСТАВАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ»
— Многие называют это американской мечтой – родиться без шансов на успех и преуспеть. Считаешь, что твоя жизнь сложилась по сценарию «американ дрим»?
— Мне кажется, так считают те, кто смотрит слишком много фильмов. Каждого человека Бог наградил талантом. Каждый может достичь небывалых высот. Но не каждый получает правильную информацию. И многие, не сделав один последний шаг до мечты, разворачиваются и говорят: «Это не работает, я же на своей шкуре попробовал». Нужны очень большой труд, терпение и большая вера. Молитвы творят чудеса. У меня было столько падений… Не получалось грести, люди говорили, что я маленький для гребли и что мне лучше уйти в другой спорт, я хотел бросить. Много было завистников, которые только этого и ждали. Трудно были, и когда я после шести лет тренировок в Екатеринбурге переехал в столицу, москвичи проверяли меня «на слабо». Но когда я встал на дистанцию и обогнал их, появилось уважение. В последние годы начали появляться травмы, которых вообще не ждал.
Конечно, часто все складывалось не так, как я хотел. Ведь хотел я все и сразу. Но так не бывает. У каждого человека есть своя дорога, на которой он добьется успеха. Кто-то сразу, у кого-то этот путь будет долгим. Мой путь составил 14 лет. И я благодарен Богу за то, что он меня столько времени направлял. Потому что, если бы успех пришел раньше, то я не был бы таким спокойным добряком, у меня были бы вредные привычки. Я бы тусовался направо и налево, перепробовал бы все, что предлагает современный мир. На меня во многом повлияли мама и жена, за что им огромное спасибо.
— Ну и все же, если по твоей жизни снять кино, оно будет захватывающим?
— Мне кажется, что у каждого человека каждый день проходит захватывающе. Чтобы встать из теплой кровати требуется много усилий. Вообще, у меня было много историй. Я много чудил в школе, старался смешить одноклассников, а потом в школу вызывали родителей, отчитывали меня. Была история, когда я чуть не погиб. Мы с пацанами гуляли возле пруда, и один из моих друзей решил пошутить и кинул мою шапку на лед. Я, как ни в чем не бывало, пошел за ней, и вдруг оказался по пояс в воде. Меня сразу же быстренько достали, и мы, веселые, пошли сушить мои ботинки. В другой раз мы играли в «Царь горы», и, когда я катился с горки, моя голова встретила железную сваю. Мне еще минут сорок после этого штормило и тошнило. Но я побоялся рассказать об этом родителям, хотя, вероятно, и было нужно. Самая красочная история произошла, когда мы бегали по гаражам. Нам почему-то захотелось поджечь большое колесо. Пламя было огромным, хорошо, что никто и ни что не пострадало. Итог: пожарная машина все потушила, а я был наказан.
А фильм по моей жизни выглядел бы так: Постригай Юрий родился в суровом городе, где холодные ночи и много заводов, но стал олимпийским чемпионом, потому что у него был характер (смеется). Кстати, про меня снимали несколько документальных фильмов, они есть в социальных сетях.
— Что было сложнее – выбраться из дебрей Екатеринбурга или покорить столицу, которая встретила тебя не лучше?
— Самое сложное – это оставаться самим собой. После переезда в Москву было сложнее освоиться. Друзья остались в Екатеринбурге, новые знакомства, хотя и заводились, но не сразу. Было непривычно. Это сейчас, спустя время, я смотрю назад и вспоминаю, как мне мама говорила: «Вот увидишь, после школы твои друзья будут редко видеться, у них появятся другие интересы». Сейчас раз в год я стараюсь приезжать на родину, к своим родным и, конечно же, мы встречаемся с корешами, приходим в школу, общаемся с учителями. Если нужно, всегда даю напутствующие слова молодежи.
«ПОНЯЛ, ЧТО БУДЕМ ОЛИМПИЙСКИМИ ЧЕМПИОНАМИ, ЗА ДВАДЦАТЬ МЕТРОВ ДО ФИНИША»
— Помнишь свои первые впечатления, когда узнал, что будешь принимать участие в Олимпиаде?
— На тот момент я был достаточно молод, и эмоции у меня просто зашкаливали. Это очень крутое ощущение, когда ты понимаешь, что получил право защищать честь страны на столь важном старте. Пришлось справляться с адреналином, потому что необходимо было готовиться к Олимпийским Играм, а эмоции в таком деле – не лучший помощник.
— Что чувствовал за несколько метров до «золотого» финиша Лондона?
— В интернете есть видео, как я финишировал, и там можно лицезреть, что я чувствовал до финиша и после него на награждении. Это была чистая радость. Если честно, то я понял, что мы победим, за двадцать метров до финишной черты. Просто потому, что уже не видел остальных соперников. Дул встречный ветер, а мы на короткой спринтерской дистанции в 200 метров привезли почти корпус ближайшим конкурентам. А это – шесть-семь метров!
«Я ГРЕБУ НЕ РАДИ СЕБЯ, НЕ РАДИ ДЕНЕГ, НЕ РАДИ ЭКИПИРОВКИ С СИМВОЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ. Я ГРЕБУ РАДИ ИИСУСА»
— После финиша ты поднял указательный палец вверх, что значило: «Вся слава – Всевышнему». Какова роль веры в твоей жизни?
— Вера в нашей семье стоит на первом месте. Настюша, жена моя, молилась, пока я греб на Олимпиаде. Она заезд даже не видела в прямом эфире, только на повторе. Вот сколько было переживаний! Я после финиша благодарил Бога за эту победу и до сих пор благодарю. В международной олимпийской хартии запрещено религиозные и политические лозунги, поэтому я поблагодарил Иисуса Христа за победу таким вот жестом, подняв руки к небу. Новый Завет – это очень интересная книга, там написано, как добиться успеха в спорте, как найти прекрасную жену, как заниматься бизнесом, как уметь прощать, не бояться трудностей. В этой Книге я нашел очень много ответов на вопросы, которые у меня возникали.
— Ты говорил: «Моя медаль — божий план. Не для того, чтобы я прославлял себя, а для того, чтобы прославлял Его». Ты считаешь, что без Бога ничего не смог бы добиться? Или он просто помогает и наставляет, а человек делает все сам?
— Самая большая проблема всего человечества заключается в том, что люди пытаются сделать все своими силами, говоря: «Я сам все смогу, я сделаю». Но Бог для каждого приготовил такую историю, что круче никто не придумает. Кому-то требуется 40 лет, как Моисею, который выводил израильский народ, кому-то все достается по щелчку пальцев. И тогда мы начинаем думать: «А почему так? Чем я хуже?». Никто не хуже, в конце нашего земного пути Бог с каждого человека будет иметь спрос. Все, что у нас есть, имеется у нас не для своей выгоды, а для того, чтобы служить людям. Вот и я гребу не для себя, не для собственной выгоды, не ради денег и не ради экипировки с символикой российской сборной. Я гребу для Иисуса Христа. Он мой Бог, он реальный, живой. Благодаря тому, что я стал жить правильной жизнью, я стал понимать, что нужно любить других людей так же, как любишь себя. Что нужно быть честным, доверять людям, не бояться трудностей. И еще много всего понял.
— Насколько сложно контролировать мысли?
— Я cтал следить за своими мыслями, перестал ругаться матом, взял верх над своими прошлыми привычками. В моем сердце открылось больше любви к окружающим. Правда, когда я за рулем, некоторые водители все так же меня искушают, но мне надо работать над этим. Любить других – это очень важное качество. Борьба идет каждый день: что-то не понравилось, кто-то не так сказал, обидел, и мы можем ответить… Но потом, спустя время, ты жалеешь, что так сказал. И твое сердце чувствует вину. Чтобы такого не было, лучше относиться к людям так, как говорит нам Священное писание – если ударили, подставь другую щеку, и люби ближнего как самого себя. Себя мы ведь любим! Так же и к другим нужно проявлять заботу.
— Как получилось, что из ветвей христианства вы с женой выбрали протестантство?
— До полного осознания, кто такой Бог, мне потребовался 21 год. До этого я ходил в церковь, не понимая, что можно делать, а что нельзя. Повстречав свою будущую жену, узнал много нового о Боге, пришел в церковь, услышал проповедь, и через несколько месяцев понял, что косячу, и что нужно покаяться в своих грехах. Я считаю, что я всегда второй после Бога. Могу ответить на это так: людям интересно больше посплетничать, пообсуждать кого-то, и поэтому Бог в их жизни занимает исключительно второе место. Первый он тогда, когда им что-то нужно. О Боге нужно говорить. Он ведь дает нам таланты, помогает развивать их, и мы должны благодарить его за милость к нам. Он стучится в сердце к каждому, он ждет, когда ты начнешь с ним говорить. Вот и у меня такое было. О Боге говорят, но мало существует понимания: как молиться, зачем молиться, почему нельзя пить алкоголь, почему нужно давать десятину, зачем любить других. Все думают: «Я же только свою семью люблю, остальные пусть сами позаботятся о себе».
«МОЯ ЗАДАЧА – ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ ГРЕБЛЮ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ»
— Хорошо, давай отвлечемся от этой темы. Как так получилось, что теперь ты будешь выступать за Нижегородскую область?
— Все довольно просто. Я искал город, в котором будут условия для хорошей подготовки к соревнованиям. Мне предложили рассмотреть Нижний Новгород. Я встретился с руководством. Мы все обсудили, и таким образом я перешел в Нижний. Процесс расторжения договора с Тверской областью шел примерно полгода, они не хотели меня отпускать. У нас с ними возникло недопонимание, поэтому мне и нужно было поменять регион, за который я выступаю. А вообще, у меня отец и большое количество родственников живут в Нижегородской области. Поэтому мне этот город родной.
— Условия для подготовки хорошие?
— В Нижнем Новгороде есть очень хорошие места для проведения соревнований на воде – в Сормовском парке и на Гребном канале. Мне предстоит освоить эти места. Насколько мне известно, по нашему виду спорта в вашем регионе очень мало спортсменов высокого уровня. Последним призером чемпионата мира был Сергей Косилов, он сейчас тренирует детишек, учит их, как правильно грести.
— Твоя задача – добавить этому виду спорта болельщиков?
— Проблема гребли в том, что этому виду спорта не хватает массовости. Нужно приглашать детей из школ, чтобы они ходили и занимались. Моя задача – популяризировать греблю на байдарках в Нижегородской области. Будем привлекать средства массовой информации, спонсоров, местные власти для возрождения этого чудесного спорта. Нужно финансирование, желание и время. Вот, например, в Твери гребля развита хорошо, там есть много титулованных гребцов. В секциях много народу занимается. А вот в моем родном городе, в Екатеринбурге, насколько мне известно, с греблей все печально. Спортсмены гребут на старых лодках, и только в последние годы те гребцы, которым не безразличен этот вид спорта, начинают искать дополнительное привлечение средств и популяризируют греблю.
«ПРЕУСПЕВАЕТ ТОТ, КТО НЕ УСТАЕТ ПЫТАТЬСЯ»
— Ты закончил Московский финансово-юридический университет, занимаешься бизнесом. Как вообще возникла идея открыть свое дело?
— Университет закончил достойно, учился на заочке. На сборах читал, учил кодексы, вникал в тонкости. Перед Олимпиадой взял академический отпуск и целенаправленно готовился к Играм. Потом приехал, сдал все «хвосты» и защитил диплом. Защита диплома – это более страшное и волнительное мероприятие, чем старты в Лондоне! Сейчас я решил продолжить обучение по своей специальности в Московской государственной академии физической культуры и спорта, учусь на магистра. Здесь, конечно, проще, хотя и не намного.
— Расскажешь, что у тебя за бизнес?
— Я занимался раньше сетевым маркетингом Amway, но не получалось совмещать это со спортом. Нужно восстанавливаться после тренировок, а я шел и строил запасной аэродром. Сейчас аэродром построен, у меня большая команда, проект развивается без моего участия. Как говорится, построил финансовый трубопровод. И сейчас у меня другое увлечение – я занимаюсь стартапами. Недавно инвестировал в потрясающий проект своей прекрасной жены Анастасии. У нее своя школа популярного искусства op_pop_art. Она так легко рассказывает об искусстве, что даже спортсмены после тяжелой тренировки понимают, о чем идет речь. Также инвестировал в проект «Сервисфон», это система обработки входящих звонков, которая помогает увеличить загрузку автосервисов. Ну и самый сладкий проект, в который я инвестировал деньги, это компания Hellohoney, которая продает мед.
— Насколько сложно совмещать профессиональный спорт и инвестирование?
— Мне в жизни помогает фраза, которую в детстве сказала моя мама: «Если ты взялся за дело — иди до конца». Так и произошло: как я не хотел учиться в институте, но пошёл до конца и получил знания и диплом. Как бы сложно мне не было в спорте, несколько раз хотелось бросить греблю, но я шел дальше напролом. И стал в итоге олимпийским чемпионом. Как бы сложно мне не было выступать публично перед людьми, говорить им о бизнес-проекте, но в итоге у меня большая команда. Самое главное, что я усвоил: преуспевает тот, кто не устает пытаться.
источник Городской интерактивный портал Открытый Нижний